|
Не надо быть великим дизайнером,
чтобы создавать программы с хорошим интерфейсом:
основные принципы его разработки совпадают с
общими принципами дизайна, которые объясняют в
первом классе художественной школы. Основы
композиции, использования цветов и т.д.
применяются на мониторе так же, как на бумаге или
холсте.
Композиция включает в себя несколько весьма
важных составляющих, которые и определяют,
насколько легко будет работать с приложением.
Композиция в программировании включает в себя
расположение управляющих элементов, эффективное
использование свободного пространства и
"позволительность".
Расположение управляющих элементов
В большинстве приложений элементы
обладают разным функциональным значением. Надо
расположить элементы так, чтобы более важные
были заметны пользователю в первую очередь, а
менее важные - потом.
В большинстве языков текст распологается
справа налево, сверху вниз. Принцип работы с
информацией таким образом используется и при
работе с компьютером: взгляд пользователя сперва
упирается в верхний левый угол монитора, поэтому
более важные элементы должны находится там.
Например, если информация в окне относится к
покупателю, то поле с его именем должно быть
расположено там, где его увидят в первую очередь.
Напротив, кнопки OK и CANCEL должны распологаться в
нижней части экрана: пользователь не нажимает их
до тех пор, пока не закончит работать с
остальными данными в окне.
"Позволительность"
"Позволительность" - визуальная связь
между объектом и функцией, с которой он связан.
Хотя термин выглядит непривычно, примеров
"позволительности" вокруг нас сейчас много.
Рукоятки на велосипеде имеют специальные выемки
для пальцев - "позволительность",
подсказывающую, за что надо хвататься. Кнопки,
рубильники - примеры "позволительности",
потому что, глядя на них, понимаешь их
предназначение.
Создавая приложение, разработчик должен
стремится к тому, чтобы пользователь увидел
"позволительность" там, где это требуется.
Например, трехмерные эффекты на кнопках
подчеркивают их предназначение. Но если сделать
ее плоской, то пользователь может не догадаться,
что это - кнопка. Если убрать элемент объемности
из поля для ввода текста, его легко можно принять
за нередактируемый элемент.
Использование свободного пространства
С помощью свободного пространства можно
отделять друг от друга элементы в окне и
придавать особый акцент некоторым из них. Не
стоит располагать очень много элементов на одном
окне - это ведет к ощущению хаотичности
интерфейса и создает впечатление
недоработанной, дешевой программы.
Простота интерфейса
Пожалуй, наиболее важным принципом создания
интерфейса является стремление к простоте. Если
интерфейс выглядит сложным, то программа будет
восприниматься пользователем с трудом. Да и с
эстетической точки зрения простой, ясный дизайн
всегда выглядит лучше.
Стандартная ошибка при составлении
интерфейса программ - смоделировать внешний вид
программы по подобию реальных объектов.
Предположим, что вам требуется сделать программу
для ввода больших анкет (например, для страховой
компании). Первое, что придет в голову, - это
разработать окно, которое в точности повторяет
анкету. Но это вызовет массу проблем. Ведь
размеры монитора и формат анкеты часто не
совпадают, и, следовательно, это скажется на
интерфейсе программы: или поля для ввода будут
слишком маленькими, или пользователю придется
постоянно работать с полосами прокрутки - в любом
случае это будет плохой интерфейс. В ситуациях
такого рода надо разработать собственный
интерфейс, сохранив вид анкеты для печати.
От автора страницы: видимо, авторы MS Office
2000 так и не послушали своих коллег. Сейчас пошла
мода на неудобные интерфейсы. Решать вам. |
|